12 августа 2010 года, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ, Воеводина, 5) произошло долгожданное открытие выставки «Михаил Врубель. Рисунки и акварели из собрания Русского музея». Как отмечает ЗАНИН Михаил Витальевич (заместитель начальника управления культуры администрации Екатеринбурга) – «в Екатеринбурге с 2003 года сложилась довольно интересная традиция, когда накануне дня города Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург) делает приношение Екатеринбургу в виде той или иной выставки» (достаточно напомнить о таких громких именах как Филонов, Рерих, Левитан, в том числе и Врубель). Начиная с 2003 года, ежегодно происходит подарок Русского музея екатеринбургской публике, что чрезвычайно приятно, а сам ценный дар никак не обойти стороной: значимость музейного проекта очевидна.
Врубель М.А. Портрет Н.И. Забелы-Врубель в кресле на фоне обоев. 1904. Бумага, акварель, графитный карандаш. 21,1 Х 30,6.
Новый директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств – Никита КОРЫТИН подчеркивает, что в Екатеринбурге Врубеля ждали довольно давно: «проект крайне важен и знаменателен для музея, а любое стабильное сотрудничество с питерскими партнерами для ЕМИИ – это активное развитие».
Тогда становится ясно видно, что заданный ход ведет к конструктивным предложениям и проектам: два крупных музея различного культурно-исторического охвата в одной связке, борт о борт в одном предприятии. Разумеется, и уровень выставки дает нашему музею новое лицо. Это несомненно. И поэтому столь очевидно, что сотрудничество с «уникальным хранилищем художественных ценностей» – Русским музеем, длящееся уже несколько лет, приносит свои долгожданные плоды.
Врубель М.А. Автопортрет. 1882-83. Бумага, акварель. 12,5 x 8,6.
Врубель М.А. Портрет З.А. Штукенберг. 1882. Бумага, акварель. 16,4 х 12,7.
«Поэтому, - говорит Михаил Витальевич, - мы искренно выражаем благодарность Русскому музею за эту уникальную выставку, но и надеемся на дальнейшее сотрудничество, так хорошо сложившееся».
И все же, как удалось вывезти такие капризные работы на Урал? «Все дело в том, - отвечает Наталья Михайловна КОЗЫРЕВА (зав. отделом рисунка Русского музея, кандидат искусствоведения), - что проект длительный, а дорога в Екатеринбург нам давно известна, причем мы всегда ждем встречи со зрителем в Екатеринбурге, потому что этот зритель довольно отзывчив». Тогда будем надеяться, что выставка вызовет широкий резонанс в городе и поспособствует упрочнению имиджа музея изобразительных искусств.
Врубель М.А. Автопортрет (не окончен). Кон. 1904 - нач. 1905. Бумага, графитный карандаш. 33,8 Х 24,8.
Врубель М.А. Портрет Н.И. Забелы-Врубель (не окончен). 1904-05. Бумага, графитный карандаш. 39,5 Х 28,4.
СОЛОНОВИЧ Юлия Львовна (старший научный сотрудник отдела рисунка Русского музея): «Мы привезли самолетом в Екатеринбург 41 произведение Врубеля – его рисунки и акварельные работы. Акварельные работы сильно подвержены внешнему воздействию: они быстро выгорают, стареют. И сегодня большая удача, что жители Екатеринбурга могут увидеть их воочию. Врубелевское собрание в Русском музее велико, поскольку оно охватывает все периоды жизни художника: это и ранние работы, это и «Киевский» период (1884-89), когда манера начинает выделять мастера, это и поздние работы «Московского» периода (1889-1904) и рисунки в период ремиссии, когда Врубель работает над «Шестикрылым серафимом», многочисленными портретами жены – Н.И. Забелы-Врубель, автопортретами, исполняет графические серии «Бессонница», «Кампанулы» и графический цикл «Раковины». И поздние рисунки художника, созданные в те минуты, когда он еще мог творить, совершенно удивительны: они необычайно томительны, при всем чувствуется особый взгляд на вещи, острое напряжение. И вся эта богатая внутренняя палитра меланхолии исполнена простым графитным карандашом».
Козырева Наталья Михайловна (слева), зав. отделом рисунка Русского музея; Серафим. 1904. Бумага, графитный карандаш. 29,1 Х 18,3.
Солонович Юлия Львовна (справа), старший научный сотрудник отдела рисунка Русского музея.
Увидев графику Врубеля, сразу воспринимаешь ее сокровенность, затаенность, некоторую недосказанность и постоянную внутреннюю силу, вплетенную в ткань произведения особой печатью живоностности. Конечно, в Михаиле Александровиче есть этот новый для начала XX века художественный язык, язык нового метода, толкования, лирического отступления, субъективизма и мифологизированного восприятия жизни (порой собственное мифотворчество), отошедшего от реальности академизма, универсализм. Меланхоличные настроения, демонические смятения, постоянные углубления в бездны с отличительной фактурностью графического карандаша живописующего столь умело и быстро вкупе с тушью, углем и пером (напр.: «Демон поверженный», 1901. Эскиз-вариант); неугасаемый и вечный женский образ морской царевны – Забелы-Врубель, переливы перламутра (стоит особо обратить внимание на «Раковину», 1904-05); «борьба золота и синевы» (А. Блок), огромное внимание к работе с цветом, личное отношение к форме рисунка; в завершении – повергнувшиеся красоты бунта, даже космический характер, духовность, святость (этюд для акварели «Голова Иоанна Крестителя», 1905), экстатичность и апологетический настрой острого ума – все это неповторимый Врубель.
Автопортрет. Кон. 1904 - нач. 1905. Бумага, графитный карандаш.
Козырева Наталья Михайловна (справа), зав. отделом рисунка Русского музея; Голова серафима. 1904. Этюд к картине "Шестикрылый серафим". Бумага, уголь, графитный карандаш. 41,7 х 33,3.
«И мы, – добавляет Наталья Михайловна, – как хранители этого богатства, готовы делиться им с каждым, кто хочет его увидеть: Врубель – это наша гордость, наша слава, наша любовь. Разумеется, что не меньшая любовь – это и Филонов, бывший в Екатеринбурге в прошлом году, семья Бенуа. Сегодня мы находимся на точке крупного плана, т.к. в нашем объективе крупная фигура – Врубель. Обойти искусство, влияние Михаила Александровича на рисунок начала XX века совершенно невозможно: его новаторство, его бесконечная радость и бесконечное мучение впиталось в его произведения. Помимо этого, в этом году исполняется 100 лет со дня смерти великого художника».
Исходя из такой даты, здесь сама по себе встает закономерная мысль о ретроспекции художника. На что Никита КОРЫТИН делает интересную поправку: «представленная графика Врубеля – это не только камерный, но еще и ретроспективный проект, позволяющий зрителю увидеть как ранние работы акварелиста Врубеля, так и его поздние произведения», когда художник уже страдает тяжким душевным недугом.
Выставочный зал ЕМИИ "М.А. Врубель: рисунки и акварели из собрания Государственного Русского музея".
Последнему периоду творчества Врубеля на выставке отведена особая роль – рисунки, сделанные в психиатрической лечебнице: «Кровать», «Левая рука художника с платком», «Плед на стуле» (все 1904). Все они суммарно показывают невыразимое напряжение и огромную волю творца, к которому так и не пришло признание в нужное время (удостоен звания академика в ноябре 1905 г., за 5 лет до смерти), творца, который смертельно болен, почти слеп, потерял сына. А ведь это тот гений – создатель таких известных произведений как «Богатырь» (1898), «Царевна-Лебедь» (1900), «Демон сидящий» (1890), «Демон поверженный» (1902), «Пан» (1899), «Портрет В.Я. Брюсова» (1906, последняя работа). Несомненность в том, что наследие Врубеля велико, поскольку он работал в разных областях искусства: сценографические работы для частной оперы, произведения декоративно-
прикладного искусства, дизайна, росписи соборов, станковая живопись, витражные работы.
Также на открывшейся выставке представлены натюрморты и декоративные линии творчества Врубеля, когда художник еще работал в Абрамцевской гончарной, где вскоре становится руководителем керамической мастерской («Абрамцевский период»). Тогда Врубель довольно близок с Саввой Мамонтовым, российским промышленником и меценатом, но уже к тому времени он отходит от взглядов Ильи Репина, чей кружок он посещал, будучи учеником П.П. Чистякова.
Выставочный зал ЕМИИ "М.А. Врубель: рисунки и акварели из собрания Государственного Русского музея". Журналисты "Вечернего Екатеринбурга".
Надо сказать, что Врубель всегда опирается на реальный мир, исследуемый им до конца, и не терпит никакой случайности вдохновения: только длительная, вдумчивая, интеллектуальная работа, по мнению художника, дает нужный результат. Поэтому мир Врубеля довольно сложен: его глубокое желание отражалось на душевном переживании и духовном прозрении, когда мастер начинал постигать природу, мир, законы бытия, начинал оживотворять на бумаге живое.
Каждая работа, представленная на выставке в ЕМИИ – важное звено в общей линии развития художника. Каждая работа требует к себе вдумчивого внимания со стороны зрителя. Больше того, следует раскрыть секрет, что многие рисунки Врубеля, экспонирующиеся сейчас в музее, двухсторонни. Двусторонность в таком случае приобретает вид малого секрета Врубеля, новой тайны, хотя и созданной посмертно. Например, мы находим занимательными такие работы как «Левая рука художника» (1882-1883), где на обороте изображена венецианская шапка, венчающая мужскую голову (набросок); рисунок «Графин» (1904), где на обороте мы видим пишущего мужчину, склонившего голову над столом в соседстве с разными цветами и выписанным розаном; акварельная работа «Натурщик в белой драпировке» (1885), с обратной стороны – портрет одной итальянки, позирующей Врубелю для образа Богоматери; «Экорше» (1883), где на обороте имеется офорт статуэтки Геркулеса; а также печатная наклейка художественного отдела Русского музея в работе «Кровать» (1904), «Портрет Забелы-Врубель в кресле-качалке» за «Раковиной» (1904-05), и многое другое, о чем перестанем упоминать.
Автограф "МВрубель" на работе "Голова Иоанна Крестителя". 1905. Этюд для акварели "Иоанн Креститель". Бумага, акварель, графитный карандаш. 22,5 х 18,5.
В заключение добавим, что экспозиция в ЕМИИ построена свободно, так, чтобы каждый рисунок смотрелся «сам по себе», т.е. отдельно. Однако серии компонуются вместе: 4 работы из цикла «Бессонница» с художественными реалиями жизни художника, отягченного болезненными симптомами; работы, связанные с темой серафима (эскизы и этюды); работы «летящего духа» (эскиз-вариант «Демон-поверженный») и др.
Однако, все счастье лишь в том, когда ты смотришь на россыпи космической пульсации Врубеля, и они медленно оживают пред тобою. Тогда и имя художника бессмертно. Врубель – бессмертен, гений – бесконечен.
Читать по теме афиша, выставки, события:
«Пленэр» исторического прошлого (усадьба садовода-селекционера Д.И. Казанцева, проект «Артквартал»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментировать цензурно и корректно. При использовании материала взятого с настоящего блога, активная ссылка на http://posolon.blogspot.com/ обязательна: предлагаю читателю уважать авторский труд.