Читать в Яндекс.Подписках Трактирный промысел Российской империи: понятие, классификация и социально-культурные особенности (§ 2) - *ПОСОЛОНЬ* (Вандышев Андрей)

вторник, 24 августа 2010 г.

Трактирный промысел Российской империи: понятие, классификация и социально-культурные особенности (§ 2)

«Руси есть веселье питье, не можем бес того быти», – отвечал на предложение правоверных мусульман, склонявших киевского князя к принятию ислама, Владимир Красно Солнышко. Как мы видим, уже с давних пор тема трактирного ремесла стала культовой, претенциозной частью нашей повседневной жизни.

Историю русского пития положено вести от корчмы. Ещё при Иване Грозном происходит смена формата и переориентация на исключительную продажу алкогольных напитков в кабаке.

Ситуация меняется с ходом времени: в XVIII веке широко распространяются петровские австерии (аустерии), герберги, где ситуацию усугубляет положение о винокурении, какое было дозволенно только знатным дворянам, курившим вино более положенной меры.

Во времена державствования государя Освободителя и во времена правления Александра III были даны ответы на вопросы о трактирном промысле Российской империи и была произведена чёткая их классификация.

Императоры Российской империи - реформаторы трактирного промысла Российской империи: Александр II (1818-1881), Император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский; Александр III (1845-1894), Император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский.

Для нас одними из самых важных государственных законов (источников права) будут являться два Положения:

1) «Высочайше утверждённое Положение о трактирных заведениях» (4 июля 1861), введённое по причине того, что «действующее ныне о трактирных заведениях правила, основанные на постановлениях, в разное время изданных, представляют в исполнении своём многие неудобства. В отклонение их признано необходимым составить новое о трактирных заведениях положение» [1, с. 70-71]. Таким образом, Александр II определил и ввёл понятие «трактирное заведение», формы функционирования и налоговые обязательства;

2) «Высочайше утверждённое Положение о трактирном промысле» (8 июля 1893), вступившее в силу с начала 1894 года. С введением Положения, закрепляется новая система регулирования трактирным промыслом.

Трактирное заведение («Высочайше утверждённое Положение о трактирных заведения (1861)) – «есть открытое для публики помещение, в котором либо отдаются внаём особые покои «со столом», либо производится продажа кушанья и напитков. Продажа припасов, «для употребления на месте», составляет общее свойство всякого трактирного заведения. Впрочем, «трактирным заведениям не возбраняется отпуск кушанья и напитков и на вынос, опричь виноградных вин, спиртных напитков, а также и портера, пива и мёда, продажа которых допускается в трактирных заведениях только «распивочно», на месте» [1, с. 71].

На основании этого Положения, к трактирным заведениям можно отнести: «а) гостиницы; б) подворья; в) меблированные квартиры (в столицах), отдаваемые со столом, если у одного хозяина отдаются более шести комнат; г) собственно трактиры; д) ресторации; е) кофейные дома; ж) греческие кофейные (в Москве); з) кафе-рестораны и кухмистерские столы для приходящих; i) харчевня; к) буфеты при театрах, балаганах, пароходах, на пароходных пристанях, станциях железных дорог, в клубах и публичных собраниях разного рода <…>; н) открываемые, на все летнее время, палатки на гуляниях» [1, с. 71]. Все остальные заведения: «1) меблированные комнаты владельцев домов, отдающих их «без стола», и 2) только «со столом», но при наличии числа комнат не больше шести; 3) кухмистерские цеха, отдающие кушанья «на вынос»; 4) кондитерские, производящие по той же схеме, что и кухмистерские цеха, производственную деятельность; 5) постоялые дворы и съестные лавочки стоявших на особых условиях; 6) иные заведения, производящее продукцию «на вынос» [1, с. 71], не относятся к трактирным заведениям.

«Положение о трактирных заведениях» (1861) окончательно демократизировало ресторанный бизнес, поскольку разрешалось «неограниченное владение ресторанами трактирами для всех категорий подданных» [36, с. 17]. А взимаемый акциз (косвенный налог на потребление товаров) был соразмеряем с состоянием трактирного промысла в городе и потребностями городской казны.

В 1893 году новое «Положение о трактирном промысле» делило трактирные заведения на 3 группы:

1) «К заведениям трактирного промысла без отдачи внаём покоев относятся: трактиры, рестораны, харчевни и духаны; овощные и фруктовые лавки и ренсковые погреба; столовые, кухмистерские, буфеты при театрах, на пароходах, пароходных пристанях, станциях железных дорог, в клубах, публичных собраниях или на гуляниях и на выставках; пивные лавки с продажею горячей пищи; кондитерские и пирожные с продажей в них разных припасов для потребления на месте; кофейные, съестные или закусочные лавки и т.п.» [2, с. 406];

2) «К заведениям трактирного промысла с отдачею внаём покоев относятся: гостиницы, постоялые дворы, заезжие дома, корчмы, а также меблированные комнаты и подворья, отдаваемые со столом, если у одного хозяина отдаётся более шести комнат и т.п.» [2, с. 406];

3) «Не считаются производящими трактирный промысел: а) заведения, торгующие, хотя бы для потребления на месте, одним чаем, молоком, молочными продуктами и всякого рода прохладительными напитками: квасом, водами (сельтерскою, содовою, фруктовыми, ягодными) и т.п.; б) пивные лавки, в коих производится продажа только холодных (маркитантских) закусок; в) заведения для продажи крепких напитков, поименованные в статье 515 Устава о питейном сборе» [2, с. 406].

С 1861 года начинает составляться особое «платежное общество» [1, с. 73] для внутренней раскладки общей суммы акциза, что являлось исключительным новшеством. «Платёжное общество» имело в собственном составе неопороченных судом депутатов и кандидатов (владельцев трактирных заведений) на места первых, число которых, судя по состоянию развитости в городе промысла, определяла Городская дума (или «заменяющее оную место» [1, с. 73]), и, таким способом, число депутатов разносилось от 10 до 50 человек.

С 1861 года «определённый для города средний акциз помножается на общее число трактирных заведений, а получаемая сумма составляет общую сумму акциза, подлежащую поступлению в доход городского поселения» [1, с. 74], когда индивидуальный взнос каждого трактиропромышленника «определяется депутатами или самим обществом» (например, Городской думой) [1, с. 74]. Разумеется, острая конкуренция в среде трактиропромышленников увеличивала лишь число разногласий на предмет внутренней раскладки. Эта особенность побуждала некоторых удачливых владельцев обращаться с жалобами к тем же депутатам по причине «несправедливости обложения по раскладке» [1, с. 74], но не позднее 1 декабря (когда раскладка начиналась не позже 1 ноября каждого года).

Итак, мы видим, что по Положению 1861 года, «платёжное общество» решало не те задачи, какие ему делегировали, а государство, в лице Городской думы, собирало два раза в год богатый акцизный сбор, не включаясь в процесс раскладки. Таким образом, система обложения оказалась не совсем удобной в условиях практики, чего нельзя сказать о порядке в области трактирного промысла после 1893 года, где ведущую роль в обложении трактирным сбором отводилась «органам городского самоуправления» [36, с. 18; 2, с. 407].

По Положению 1893 года, Городская дума определяла суммы трактирного сбора [2, с. 407] исходя из экономико-социальных конъюнктур городского поселения. Трактирный сбор делился на части и распределялся между «заведениями, производящими продажу крепких напитков» и «заведениями, не производящими такой продажи» [2, с. 407]. Помимо того, Городская дума определяла группы заведений трактирного промысла, отталкиваясь от «степени доходности, размеров оборота, рода и особенностей производимого промысла, по месту нахождения их в городе» [2, с. 408].

С введением нового Положения (1893), у Городской думы появилось не только право самой определять раскладку суммы сбора, но и право этим правом не пользоваться, а принимать решения «раскладочной комиссии» (составленной из собственников заведений [2, с. 408]), причём Городская дума имела право брать под контроль раскладочную комиссию, разделяя её на группы [2, с. 408], а состав раскладочной комиссии (принимавшейся за дела 1 раз в год) каждый год изменялся.

Теперь член Городской управы председательствовал с решающим голосом на каждом собрании раскладочной комиссии [2, с. 408], а жалобы в сторону деятельности Городской думы со стороны владельцев трактиров – не допускались [2, с. 408]. Эти функции брала себе Городская управа [2, с. 408-409], при которой постоянно находились исполнительные комиссии по благоустройству города («строительная, оценочная, хозяйственно-техническая, лесная, врачебно-санитарная, пожарная, финансовая» [26, с. 229]).

Теперь «продажа припасов и напитков и отдача внаём покоев производится в заведениях трактирного промысла по вольным ценам <…>. Но каждый владелец заведения обязывался иметь в наличии таблицу, с означением цен как особым покоям, отдаваемым внаём, так и прочим услугам трактирного заведения. Таблица эта вывешивалась в буфете, в общих комнатах и в каждом отдельном нумере» [2, с. 406].

В отношении картинных увеселений и азартных игр была сделана официальная нелишняя обмолвка, что «допускаются, с разрешения Губернатора, незапрещённые законом игры, музыка и другие тому подобные развлечения» [2, с. 406]. Число же заведений не ограничивалось [2, с. 406].

Порядок открытия трактирного заведения с разрешения Городской думы, делился на 4 этапа:

1) желающий произвести трактирный промысел, «подаёт объяснением Городской управе с означением» где открывается трактирное заведение и будет ли оно торговать крепкими напитками [2, с. 407];

2) после рассмотрения Городской управой объяснения и проверки помещения, она отдаёт дело с личным заключением в Городскую думу, где

3) на заседании Городской думы происходит обсуждении вопроса, и при благоприятном для просителя исходе слушанья, тому выдаётся Городской думой свидетельство на право открытия заведения [2, с. 407];

4) об этом извещается полиция, строго блюдущая за «благочинием», чистотой, внешним декорумом всех заведений трактирного ремесла, разместившихся в городской зоне.

Принятый порядок открытия трактирного заведения в точном виде соблюдался, согласно букве закона, и в провинциально-патриархальном Екатеринбурге, лишившегося особого горнозаводского статуса в 1781 году, о чём неголословно свидетельствуют историки [39, с. 18].

В 1870-х, с введением «Городского положения», город получает городские органы самоуправления – Городскую думу (распорядительный орган), собирающуюся «по мере надобности» и Городскую управу, «действующую как постоянный исполнительный орган думы. Срок выборных полномочия в городах – четырёхлетний» [57, с. 794].

Рассмотрим установленную Городской думой зональность местности, где заведения трактирного промысла «не должны быть вовсе допускаемы» [2, с. 407]. Предлагаем рассмотреть обозначенную особенность сразу на примере 1886 года, в условиях города:

По протоколу №15 заседания Екатеринбургской Городской думы от 1-го сентября 1886 года. По предоставленному на рассмотрение Городской управой Городской думе докладу с обозначением мест открытия винных лавок (залитым полем закрыта зона запрета)

1. Ренсковые погреба («заведение для розничной торговли различными спиртными напитками» [44, с. 475]) имели место осуществлять деятельность только в особых местах – не южнее Монастырской улицы и Сенной площади (Народная воля / сад Павлика Морозова), не далее северо-восточного направления от северной оконечности Вознесенского проспекта (К. Либкнехта), исключая из условий Верхотурскую улицу (Свердлова) и, по видимости, железнодорожную станцию «Екатеринбург I», славящуюся демократичным буфетом:

о протоколу №15 заседания Екатеринбургской Городской думы от 1-го сентября 1886 года. По предоставленному на рассмотрение Городской управой Городской думе докладу с обозначением мест открытия ренсковых погребов (залитым полем закрыта зона запрета).

2. Для трактирного заведения (кроме ресторана и гостиницы) места запрета резко уменьшаются, что связано с их функциональной необходимостью (подворья, харчевни, трактиры, буфеты, кухмистерские, овощные и фруктовые лавки);

По протоколу №15 заседания Екатеринбургской Городской думы от 1-го сентября 1886 года. По предоставленному на рассмотрение Городской управой Городской думе докладу с обозначением мест открытия трактирных заведений, кроме ресторанов и гостинец (залитым полем закрыта зона запрета)

3. Портерные лавки (пивные лавки) не дозволялось держать в трёх местах: в северо-восточной части города, на отдельных улицах северо-западной оконечности и полностью в юго-западной стороне, где находился Ново-Тихвинский женский монастырь (собор Александра Невского).

По протоколу №15 заседания Екатеринбургской Городской думы от 1-го сентября 1886 года. По предоставленному на рассмотрение Городской управой Городской думе докладу с обозначением мест открытия пивных лавок (залитым полем закрыта зона запрета)

География нахождения постоялых дворов в городе Екатеринбурге на 1889 год.  Расположение постоялых дворов в Екатеринбурге. Примечание: «()» - точки – постоялые дворы; концентрические круги – светло-голубой цвет (1 – слева; 2 - справа); Покровский проспект и Сибирский проспект – магистрали циркуляции из Европы в Азию, от Перми на Ирбитскую ярмарку. 

Примечание. Теперь можно составить точное мнение о географии расположения заведений. На схеме мы видим: две концентрических окружности: а) внутри квадрата улиц Попова – Хохрякова – Куйбышева - Добролюбова/Воеводина; б) внутри квадрата улиц К. Маркса – Белинского – Декабристов - Красноармейская. Первый круг обусловлен фактором близости центральных магистралей, торговых точек, казенных учреждений, учреждений сферы услуг; вторая окружность – значительной близостью к Сибирскому проспекту (Куйбышева), Сенной площади (парк им. Павлика Морозова) и Обсерватории, где постой стоил дешевле, но находился в центре циркуляции.

Дополнительно к законодательной базе, мы относим законы, мнения, циркуляры, уставы, регулирующие процесс деятельности заведений:

1) Устав об акцизном сборе, дающий нам разъяснения о правах и обязанностях лиц уплачивающих акцизный сбор и взимающих его;

2) Подзаконные акты и распоряжения, относящиеся к сбору акциза:
  • Мнения Государственного совета;
  • Циркуляры Министерства финансов;
  • Пояснения об Учреждениях Управления Акцизными Сборами;
  • Устав о Питейном Сборе (правила о производстве крепких напитков, права на выделку крепких напитков, винокурение и другое);
  • Устав о Табачном Сборе (перевоз, хранение, продажа).
  • Устав городского положения города Екатеринбурга;
3) Положения о казенной продаже питей (с 1895 года, с момента введения государственной монополии);

4) Циркуляры губернатора;

5) Постановления Городской думы;

6) Приказы полицеймейстера и др. документы.

Главными государственными учреждениями, контролирующими и организующими деятельность питейных заведений Екатеринбурга являются: 1) Пермское губернское по питейным делам присутствие (тесно связанное с Министерством финансов и Министерством внутренних дел); 2) Уездное питейное присутствие; 3) Городские дума, управа; 4) местное полицейское управление во главе с полицеймейстером.

Деятельность губернского питейного присутствия заключалась: «1) в наблюдении за правильным и однообразным применением уездными присутствиями и Городскими думами требований питейного устава; 2) в рассмотрении жалоб, подаваемых на учреждения; 3) в утверждении в некоторых случаях их постановлений» [90, с. 571-575].

Регулированием трактирного промысла на уровне узда занималось уездное питейное присутствие, выполняющее, во-первых, контроль над численностью трактирных заведений; во-вторых, производящее «отслеживание ситуации в трактиропромышленной среде, чтобы не состоялось рождение корчемства» [90, с. 571-575]; в-третьих, отслеживание состояния стеснения торговли.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать промежуточный вывод. Проанализировав внутреннюю государственную политику Российской империи второй половины XIX – начала XX вв., рассмотрев государственное регулирование трактирного промысла, мы увидели: во-первых, долгий исторический процесс его становления, во-вторых, чёткое разграничение на трактирные заведения, в первом случае – предоставляющие покои во временное пользование за условленную плату, а во втором – не предоставляющие таковых. При всём, при складывающихся обстоятельствах, стремительное развитие трактирный промысел Екатеринбурга получает лишь к концу XIX века, когда на его территории открываются первые современные рестораны, возникают новые кафешантанные уголки, а самоуправление Екатеринбурга начинает активную руководительскую работу в делах организации и ликвидации трактирных заведений.

Список используемой литературы:
  1. [1] Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ-2). Собрание второе. Т. 36. Отд. 2. Ст. 37198. СПб.: типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1863. С. 70-78;
  2. [2] Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ-3). Собрание третье. Т. 13. Ст. 9738. СПб., 1897. С. 404-410;
  3. [26] История Урала с древнейших времён до наших дней: учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждения / Кол. авторов. под общ. ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. Екатеринбург: ИД «Сократ». 2003. 469 с.;
  4. [36] Курукин И. В. От корчмы – к ресторации // Ресторанный бизнес в России: с чего начать и как преуспеть / И.В. Волкова, Я.И. Миропольский, Г.М. Мумрикова. 2-е изд. М.: Флинта: Наука. 2003. С. 5-32.;
  5. [39] Мамин-Сибиряк Д.Н. Город Екатеринбург (исторический очерк) // Город Екатеринбург. Историко-статистические и справочные сведения по городу, с адресным указателем и с присоединением некоторых сведений по Екатеринбургскому уезду. Екатеринбург: изд. «Екатеринбургской недели». 1889. С. 1-57;
  6. [44] Микитюк В.П. Ренсковый погреб // Екатеринбург: энциклопедия / Гл. ред. докт. экон. наук В.В. Маслаков. Екатеринбург: «Академкнига». 2002. С. 475;
  7. [57] Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб: Кристалл. 1998. 839 с.;
  8. [90] Ивановский В. Государственное право [Электронный ресурс] // Известия и учёные записки Казанского университета. №5-№11. 1895-1896. С. 571-575. Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum2817/, свободный.
Читать статьи по теме: История Екатеринбурга. Трактир. Трактирный промысел Екатеринбурга кон. XIX - нач. XX вв.: введение (§1).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментировать цензурно и корректно. При использовании материала взятого с настоящего блога, активная ссылка на http://posolon.blogspot.com/ обязательна: предлагаю читателю уважать авторский труд.